15 октября родился Алексей Кольцов (1809-1842), русский поэт.
Алексей Кольцов родился 15 октября 1809 года в Воронеже, в семье торговца-прасола Василия Петровича. Отец будущего поэта занимался перегонкой и продажей скота, мама, Прасковья Ивановна, была неграмотна, вела домашнее хозяйство. Алексей поступил в уездное училище, но его обучение продлилось всего один год и три месяца. Родители считали, что знаний грамматики и арифметики достаточно для торгового дела, а чтение – баловство знатных сословий.
Однако любовь к литературе прочно поселилась в сердце юноши, он тратил карманные деньги, выдаваемые отцом, на книги и все свободное время проводил за чтением. Стихи И. И. Дмитриева произвели на юношу сильное впечатление. Лирическая плавность, ритм поэзии навели Алексея на мысль, что их нужно петь, что он и делал, пока книготорговец Кашкин не вывел его из заблуждения. Пораженный страстью молодого человека к чтению, Кашкин разрешал Кольцову бесплатно брать книги из лавки. Поэзия стала мечтой молодого человека. Его первые, пока несовершенные стихи, часто не доходили до читателя, так как уничтожались автором.
Дружба с сыном сельского священника Андреем Петровичем Серебрянским, человеком богато одаренным и умным, способствовала развитию поэтического дара Алексея. Долгие обсуждения и совместное чтение стали своеобразной литературной школой для Кольцова. «Вместе с ним мы росли, вместе читали Шекспира, думали, спорили. Я так много ему обязан, он чересчур меня баловал»... И хотя пути двух друзей разошлись, Алексей всегда с душевной теплотой отзывался о своем товарище и поэтическом наставнике.
Кольцов-младший по своей работе (перегон скота), знакомился со многими людьми. В начале 1830-х годов состоялась судьбоносная встреча с Николаем Васильевичем Станкевичем, русским писателем, публицистом. По рассказам очевидцев, Станкевич услышал, как молодой человек поет задушевные песни. Каково же было удивление писателя, когда автором строк оказался сам юноша. Станкевич стал опекать Кольцова вплоть до своего отъезда за границу в 1837 году. Благодаря знакомству с публицистом и членами «Кружка Станкевича», стихотворения Кольцова стали выходить в свет.
Новым друзьям Кольцов был обязан первым и единственным прижизненным отдельным изданием своих сочинений. В 1835 году была выпущена книга «Стихотворения Алексея Кольцова», включающая в себя всего 18 пьес. Поэт-самоучка по торговым делам посещал разные уголки страны, знакомился с народным фольклором, видел изнутри жизнь простого человека, оттого так неподдельно звучат строки его напевных стихов, рассказывающие о судьбах людей.
В 1836 году Кольцов приехал в Петербург по тяжебным и торговым делам отца. В этой поездке он сблизился с Белинским, завязавшаяся переписка с которым продлилась до конца жизни поэта. В Петербурге Алексей Кольцов приобрел много литературных знакомств: Одоевский, Жуковский, Плетнев.
Окрыленный пережитыми впечатлениями, Кольцов погрузился в поэтическое творчество, отыскивая новые темы. Все это нашло отражение в кольцовских «Думах».
Тяжбы с отцом, непонимание и неприятие родных, несчастная любовь подорвали здоровье Алексея. Кольцов скончался в родительском доме на руках у няни в 1842 году в возрасте 33 лет.
Его лирика, воспевавшая простых крестьян, их труд, обрела новую жизнь в песнях М. А. Балакирева, А. С. Д
Вершиной творчества Кольцова стали его «русские песни». К началу 1830-х годов в российской поэзии было немало примеров более или менее удачных стилизаций в духе народного творчества. «Песни» Кольцова некоторое время тоже воспринимались как стилизации, однако на самом деле поэт создал принципиально иное направление. В этом ему помимо таланта помогла среда, в которой он вырос. В стилизациях поэтов-дворян «народность» сводилась к употреблению просторечий и иногда к использованию размера народной поэзии. Для представителя народа язык русских песен был родным, а не заимствованным. Поэтому Кольцов, носитель этого языка, обращался с ним намного увереннее и свободнее. В результате он, осваивая очередной стихотворный жанр и пытаясь создать стилизованные «народные песни», стал основателем новой фольклорной и литературной традиции. Его песням присущи одновременно яркая образность речи и мысли, богатая лексика, стройный сюжет и выдержанный размер.
Новаторство Кольцова проявилось и в том, что в качестве лирического героя в русскую литературу впервые вошел крестьянин, причем часто это крестьянин-бедняк или батрак. Темы песен Кольцова — печали и радости, труд и отдых, раздумья и мечты такого крестьянина — тоже были новыми для отечественной словесности. Поскольку поэт взял из фольклора все лучшее, крестьяне в его песнях рассудительны, решительны, трудолюбивы, наблюдательны и сострадательны. Их радость светла, а печаль достойна и мужественна.
В одном из писем Алексея Васильевича есть слова: «Если литература дала мне что-нибудь, то именно вот что — я видел Пушкина». Но автор «Евгения Онегина» тоже был рад тому, что познакомился с Кольцовым. При всей мощи своего дарования, при том всеобъемлющем влиянии, которое Пушкин оказал на русский язык и литературу, он не создал песен, которые сложил Кольцов, так как недостаточно знал ту жизнь, которой живут их герои.